1. Понятие международного спора.
Международный спор – объективно существующее столкновение интересов, выражающееся в не совпадении точек зрения в отношении фактических обстоятельств или правовых норм, выраженное в форме односторонних или двухсторонних претензий.
Принцип мирного разрешения споров конкретизирован и развит в уставе ООН. Устав делит все споры делятся на 2 категории:
1)особо опасные споры, продолжение которых может угрожать миру и безопасности
2)иные споры
Устав не содержит критериев разграничения ситуаций и споров, и решение этого вопроса предоставляется Совету безопасности ООН, Генеральной ассамблеи ООН, Международному суду ООН.
Согласно ст.36 Устава ООН споры делятся на юридические и политические. Юридические споры разрешаются в судебном порядке. Политические споры, например вопрос о границах государств. Эти споры разрешает Совет безопасности ООН.
Мирные средства разрешения спора – международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами МП в соответствии с принципами МП без применения принуждения в какой-либо форме.
2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.
2.Международные переговоры – позволяют принимать разнообразные варианты разрешения спорных вопросов. В ходе переговоров стороны уясняют взаимные претензии и рассматривают различные варианты решения спора.
Переговоры по количеству участников делятся на двухсторонние и многосторонние, многосторонние принимают форму или конференции.
Сроки переговоров определяются договорами.
Стадии проведения переговоров:
1)выступление субъектов с инициативой проведения переговоров
2)выработка процедуры ведения переговоров
3)непосредственно переговоры
4)принятие согласовательного акта в ходе переговоров
Средства разрешения споров:
1)политико-дипломатические
2)судебные
Консультации – их предметом являются вопросы, имеющие жизненно важные значения для государств или международных организаций. Виды консультации – обязательные и факультативные.
Факультативные – их проводят по желанию сторон.
Обязательные консультации предусмотрены в двухсторонних и много сторонних договорах.
Международные следственные комиссии – она учреждается на основании особого соглашения между спорящими сторонами. В этом соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и сроки образования комиссии, полномочия комиссаров, место ее пребывания.
По общему правилу каждая сторона назначает в комиссию из общего списка членов постоянной палаты Третейского суда 2 комиссаров, из которых только 1 может быть ее гражданином. Данные 4 члена комиссии избирают пятого, т.е. председателя.
Основная задача комиссии – точное установление фактов, связанных со спором. Совещания комиссии проходят при закрытых дверях и является секретным, решения принимаются большинством голосов. Окончательный доклад комиссии ограничивается лишь вопросами установления факта и носит рекомендательный характер.
Согласительные комиссии (примирительные комиссии) – инициативу о создании комиссии может изъявить одна из спорящих сторон. О подаче спора в комиссию вторая сторона уведомляется письменно. Как правило, стороны выбирают по одному человеку, а уже они выбирают председателя. Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами в течении 2 месяцев с момента назначения председателя, то она должна подготовить доклад о своей работе и направить его сторонам в споре. Доклад должен содержать в себе заключение относительно фактов установления вопросов права и рекомендации, необходимые для разрешения спора. Рекомендации не имеют обязательного значения до тех пор, пока не будут приняты всеми сторонами спора.
Решение комиссии принимается большинством голосов. Комиссия выясняет не только вопросы фактов, но и дает их толкование и выносит соответствующие рекомендации.
Добрые услуги и посредничество. Задачи посредника заключаются в согласовании притязаний и успокоение чувств неприязни между сторонами спора.
Добрые услуги и посредничество не являются обязательными и имеют значение совета, могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Примирительный процесс не может превышать 30 дней. Добрые услуги и посредничество могут оказывать государства, международные организации, их д.л., видные деятели. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорах и выдвигать устные и письменные предложения по разрешению спора. При добрых услугах вмешательство третьей стороны ограничивается простым содействием в проведении переговоров или в налаживании контактов между спорящими сторонами без каких-либо предложений по решению спора.
Рефераты: 1)Споры в международном третейском суде.
2)Международный суд ООН.
3)Европейский суд по правам человека.
3. Мирные средства разрешения международных споров.
МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ — система международно-правовых средств урегулирования международных споров.
Мирные средства разрешения международных споров подразделяются на согласительные и судебные средства. С помощью согласительных средств спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.
Согласительными средствами являются:
1) переговоры — поиск решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижение соглашения между ними. Классификация переговоров:
а) по предмету спора — мирные, политические, торговые;
б) по количеству участников — многосторонние и двусторонние;
в) по уровню представительства сторон — межгосударственные, межправительственные;
2) добрые услуги — способ разрешения спора, при котором третья, не участвующая в споре сторона по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон вступает в процесс урегулирования. В качестве третьей стороны может выступать как государство, так и его должностное лицо или организация;
3) посредничество — непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора для содействия выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Посредниками могут быть государства, международные органы и организации, а также отдельные лица. Особенностями посредничества являются неформальность и конфиденциальность;
4) установление фактов — процедура, применяемая для установления фактов, лежащих в основе спора. Для этих целей создается следственная комиссия. Комиссия составляет доклад на основе предоставленных фактов, документов, показаний свидетелей и экспертов, которые не имеют силы решения суда;
5) примирение — средство, сочетающее в себе установление фактов и посредничество и осуществляемое согласительной комиссией.
Судебные средства используются в случае недостижения соглашения согласительными средствами.
Судебные средства применяются в формах:
1) международного арбитража (третейского суда) — для рассмотрения споров, сторонами которых являются государства и международные организации;
2) международного суда — учреждения, которые действуют на постоянной основе и состоят из независимых судей, призванных разрешать международные споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды:
1) межгосударственных споров (Международный Суд ООН);
2) дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека);
3) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);
4) по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал);
5) различных категорий споров (Суд ЕС).
4. Роль международных организаций в деле разрешения международных споров.
Мирное урегулирование споров в рамках ООН. Важнейшую роль в урегулировании споров, продолжение которых чревато нарушением международного мира и безопасности, играет Совет Безопасности. Согласно статье 34 Устава ООН он уполномочен проводить расследование любого спора или любой ситуации в целях определения их характера. Расследование может проводиться самим Советом Безопасности или специально создаваемыми для этого комиссиями.
В случае возникновения спора или ситуации, продолжение которых способно привести к нарушению международного мира и безопасности, Совет вправе потребовать от сторон, когда сочтет это необходимым, разрешения их спора при помощи тех средств, которые перечислены в ст. 33 Устава ООН. Он также уполномочен в связи с этим рекомендовать не только надлежащую процедуру или методы урегулирования, но и такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими (ст. 37).
Реализуя свои полномочия, связанные с разрешением споров, Совет Безопасности может осуществлять функции добрых услуг, посредничества, примирения, создавая в случае необходимости соответствующие органы, действующие в пределах полномочий предоставленных им Советом Безопасности.
Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может "потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными" (ст. 40). Эти временные меры (создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий и др.) не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.
Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный суд (ст. 36 Устава ООН).
В главе VIII Устава ООН говорится о возможности существования "региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации" (ст. 52).
Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов, он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.
Уставы региональных международных организаций, как правило, включают принцип мирного урегулирования споров. Статья V Пакта Лиги арабских государств запрещает прибегать к силе для урегулирования споров и устанавливает, что "если возникнет спор, не затрагивающий независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет обязательным и окончательным". В Африканском союзе задачи предотвращения и урегулирования споров и конфликтов возложены на Совет мира и безопасности. Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (стран - членов АСЕАН) предусматривает урегулирование разногласий, споров мирными средствами (ст. 2).
В 1987 г. Организация "Исламская конференция" (ОИК) рассмотрела вопрос об ирано-иракской войне. В заключительном коммюнике ОИК призвала стороны конфликта прекратить военные действия, отвести войска к международно признанным границам, обменяться военнопленными и урегулировать конфликт мирными средствами, в том числе путем переговоров и рассмотрения вопроса в Исламском суде справедливости, созданном этой организацией.
Региональные организации могут осуществлять координацию действий по мирному разрешению международных споров. На Конференции глав государств и правительств арабских и африканских государств (Каир, 1977) было принято решение о создании специальной арбитражной комиссии, учреждаемой ОАЕ (ныне - АС) и ЛАГ, для разрешения споров, возникающих в ходе сотрудничества этих организаций.